Изображение11 129То, что мы считаем собой — является сложным многоуровневым конструктом. Наше » Я » — это целая система различных аспектов, ролей, духовных ценностей , генетики, культурных идей и предпочтений, моральных принципов , особенностей нервной системы , способов мышления. Все , что » Я » осознаю : представления , образы, воспоминания , мысли , чувства , поведение оказываются в фокусе моего внимания чаще всего автоматически .

С момента рождения человек развивается последовательно, от простого к более сложному. Меняется наше самоощущение. Каждая стадия развития сознания меняет представление о себе и окружающем мире. Каждый новый виток позволяет » Я » ( Эго ) обрести умения , восприятие событий  или умственную модель мира.

В зависимости от того насколько удачно мы осваивали новые ступени взросления , наше » Я » включало в себя новые ценности более высокого порядка , правила поведения , отношение к себе и окружающим, моральные и этические нормы, отношение к образованию , к здоровью , к работе и творчеству.

Осечка на любой стадии взросления выражается в характерологических особенностях , эмоциональной нестабильности, склонности к разного рода зависимостям, неврастении. Поэтому, чем хуже характер , чем больше проблем в отношениях с другими людьми и прочее, тем ниже наш уровень развития ( не имеет отношение к интеллекту ).

Нарциссизм — это проблема в развитии ребенка в возрасте 3 — 5 лет. Это значит, что во взрослом человеке живет Ребенок .  Осечка на этой стадии характеризуется обычно общими, типичными проявлениями  :

  • эгоцентризм ( поглощен своими проблемами, фокус внимания исключительно на себе, свобода воспринимается как ничего не делать для другого ).
  • неумение ставить себя на место Другого , отсутствие сочувствия , умения заботиться о другом.
  • часто ощущают себя » Жертвой » и тогда привычная роль по жизни — » Жертва «
  • ощущение внутренней пустоты ( иногда много едят , не замечая вкуса еды, желание купить больше, почти навязчивое желание найти любовь , плохо переносят одиночество ).
  • сложности в общении, отсутствие доверия ( неумение строить близкие отношения, выражать свои чувства и потребности, считают , что другие должны сами догадаться )
  • трудно осознать цели в жизни ( в нарциссических семьях дети испытывают недостаток в правах, уважение к ребенку, понятие личных границ вообще не рассматриваются )
  • отсутствует потребность заботиться о других, отсутствует равновесие между привязанностью и самодостаточностью ( на этой стадии по всей видимости, не сформированы структуры мозга, обеспечивающие потребность в заботе )
  • нет чувства безопасности, ощущения спокойной уверенности в себе.
  • нет навыка жить и чувствовать удовлетворение и вкус жизни .
  • манипуляция и использование других, обесценивание чужих потребностей, помощи, заботы.
  • неумение видеть себя со стороны, наблюдать за своими мыслями, эмоциями, поведением.                           В идеале Родители и Родители Родителей воспитывают своих детей в атмосфере любви, уважения к себе и другим, а проявление нетерпимости, грубости, агрессии, тотального контроля, диктатуры сильного, ксенофобия в широком смысле  считались бы патологией, редкостью , связанной с проблемами развития.                                                                                                                                                                    Нарциссический тип личности — это еще и не достаточное развитие определенных структур мозга, обеспечивающих более зрелое поведение и отношение к себе. Известно , что наша деятельность способна воздействовать на нейронные связи. Наши мысли , настроение влияют на работу мозга, закрепляя состояние благополучия или депрессии. Наша любая привычка зависит от нейронных связей. Это значит , что наш опыт — это одни и те же варианты или стратегии, иногда устаревшие и не адекватные.                                                                                                                                                                                      » Психика, в самом широком смысле , создается мозгом, телом, природой, человеческой культурой, а также создает саму себя » Thompson and Varela » 2001 г. Это значит, что овладение более гармоничными навыками, более высокими душевными качествами  может нами осуществляться с помощью осознанного усилия. Это значит, что от наших усилий зависит развитие мозга, психики, души вне зависимости от настоящего возраста.                                                                                                                                   Наш мозг способен обучаться тому, чему мы уделяем внимание.  Поэтому так важно » проснуться » и отправиться в путь с того места, на котором застряли.