Считается, что отношения Мать — Ребенок ( детско — родительские ) формируют психологическую жизнь человека. Развитие ребенка происходит  по стадиям. Успешное прохождение стадии зависит , по всей видимости от многих причин . Однако психологи считают , что климат в семье, счастливая, спокойная мама, добрые, любящие отношения в семье, уважение и чувство собственного достоинства , внимание матери к потребностям и желаниям ребенка непременно способствует и помогает выбирать более здоровые и гармоничные способы проживания жизни.

Любовь  и уважение вообще играют огромную роль в жизни человека. Ребенок » впитывает »                              модели поведения, принятые в семье, непосредственное отношение к себе и затем неосознанно повторяет в своей взрослой жизни в виде сценариев.

Взрослый сохраняет в себе детскую уязвимость. беспомощность, невозможность выразить себя или агрессию, злость , нетерпимость или склонность к насилию, зависимые отношения…

Стивен Карпман ( транзактный анализ ) изобразил зависимые отношения в форме треугольника и назвал его драматическим треугольником. Есть 3 роли : Преследователь ( Контролер ), Спаситель и Жертва. Карпман описывал эти роли как аспекты Жертвы, т.е. неважно, какую роль, в данный момент вы играете, вы всегда переходите в роль Жертвы. Каждый входит в этот треугольник из своих привычных убеждений, соответственно своему сценарию.

У каждого человека есть своя » любимая » роль , сценарий, согласно которому, он общается с другим.   Привыкаем к своей роли с детства, таким образом  и защищаем себя и определенные выгоды, бессознательно, получаем.

Спаситель     — это постоянный помощник и воспитатель.  Привык не обращать внимания на свои нужды и желания, вместо этого находит удовольствие в том , что он делает для других. Дежурная идея » я должна спасать «. Может быть описан как аспект Матери, которая привыкла чрезмерно опекать, включает постоянную заботу, рядом с таким человеком находятся зависимые , слабые люди. Обычно, сами Спасители воспитывались в семьях, где их потребности, чувства и желания не учитывались.  » Мы относимся к себе так, как к нам относились в детстве .»

В таких семьях не принято, да и не разрешается заботиться о себе. Надо думать не о себе, а о других.

Взрослый , который привычно играет роль Спасителя, часто помогает людям, которые в свою очередь играют роль Жертвы. Играть роль Спасителя — это означает, что рядом всегда будет Жертва ( слабый, глупый, больной, зависимый..) . Ожидать благодарности от такого человека бессмысленно и потому Спаситель сам превращается в Жертву, ожидая благодарность и чем больше он » спасает » , тем меньше самостоятельности и желания заботиться о себе, у того, кого » спасают » .

Действительно Добрый, Великодушный человек , скорее побуждает взять на себя ответственность, не поощряет иждивенчество, верит, что у другого есть силы на то, чтобы построить свою жизнь без Спасителя и Вечного Помощника.

Преследователь ( Контролер ) — часто считает себя Жертвой. Обычная тактика — это обвинение и всегда считает свое поведение оправданным.  Преследователь и Спаситель считают, что они лучше Жертвы и уж точно умнее. Роль Преследователя, чаще всего играют люди, которые в детстве подвергались физическому или моральному насилию. Основные чувства, которые испытывает  с детства — это гнев и стыд.  Довольно часто эти люди идентифицируются с обидчиком, чтобы присвоить их силу и власть . Преследователь  — эту роль можно рассматривать как теневой аспект Отца, преодолевая чувство страха, стыда, нападает на других. Стиль поведения авторитарный, запугивание, угрозы, обвинения. Поскольку детский страх и беспомощность остается во Взрослом, эти страх и беспомощность отщепляются и проецируются во вне, в Жертву. Рядом с Преследователем всегда находится Жертва. Преследователь не осознает, что делает людям больно, для этой роли всегда нужен враг   , чтобы с ним сражаться, виноват всегда другой, постоянная готовность нанести удар.

Жертва  — это раненный аспект Внутреннего Ребенка, уязвимый, нуждающийся в защите. Жертва чувствует себя слабой, униженной, впоследствии устает от своей роли и начинает мстить, переходит в роль Преследователя.   В свою очередь Преследователь или Спаситель перемещается в позицию Жертвы. Человек в роли Жертвы не может, не привык увидеть в себе потенциал, сильные стороны, варианты для решения проблем. Жертва привыкла и » приучена » манипулировать, вынуждать помогать или спасать себя, часто прибегая к шантажу, в штыки принимает любую критику, пассивно — агрессивное поведение. В роли Жертвы , человеку кажется, что проблемы не разрешимы. Часто такой человек склонен к алкогольной, никотиновой зависимости, проявляет саморазрушительное  поведение, ощущает свою неполноценность.

Роль и соответственно поведение  Жертвы формируется в семье, где родители не умеют и возможно, сами не привыкли брать ответственность на себя, соблюдать личные границы, из поколения в поколение передается обида на родителей, созависимые отношения , беспомощность.

Роль, которую человек играет, становится частью его идентичности , именно таким образом ведет себя, видит мир и себя, через эти роли строятся взаимоотношения.

Взаимоотношения, которые разыгрываются в рамках треугольника — это порочный круг. Мы не можем выйти из привычных ролей и сценария, пока не увидим, не осознаем , что проживаем жизнь на автопилоте, в рамках заученных ролей.

Основная задача человека, каждый раз влетающего в этот треугольник, научиться видеть себя со стороны, осознать свои сценарии, или шаблонное поведение. Взрослеть — это значит развиваться, учиться брать ответственность за свою жизнь на себя, учиться заботиться о себе самому, перестать искать Вечного Помощника, работать со своими убеждениями, в том числе семейными, научиться решать свои проблемы самому.

( статья Линн Форрест )